Обман в ресторанном бизнесе

Кафе, бары и даже очень дорогие рестораны в целях экономии (читай, наживы) могут не докладывать и не доливать. Не докладывать можно мясо, морепродукты, экзотические овощи и фрукты, а не доливают обычно дорогие сорта вин и прочего алкоголя.

Недолив и недовес

Это – наиболее распространённый вид обмана, грешит этим, как правило, не администрация, а младший обслуживающий персонал: бармены и официанты. Если в ингредиентах коктейля значится лёд, и об этом прямо написано в меню, то обмануть вас будет не сложно, ведь достаточно нескольких кубиков льда, и бармен может спокойно сэкономить 50-80 мл. дорогого виски или рома. Если же в меню указан коктейль на 200 мл., и его приносят в бокале на 200 мл., но со льдом, который не значится в меню, значит, вас уже обманули: коктейль со льдом должен подаваться в стакане на 100 мл. больше.

В хорошем баре лёд подаётся отдельно, либо напитки готовят прямо при вас, чтобы вы всегда видели, что и сколько наливается в стакан, и сколько льда туда кладётся. Сложные коктейли со множеством ингредиентов готовятся при участии мерного стаканчика, то есть, жидкость сперва наливают в стакан с мерной линеечкой, а потом уже выливают в стакан для коктейлей.

Заказывая напитки большого объёма, например, пиво, которое обычно разливают в бокалы от 400 до 800 мл., будьте особо внимательны к посуде. Если вдруг вам принесли напиток не в той посуде, в которой приносили до этого, то это уже один из признаков махинации – кружки для пива могут оказаться меньшего объёма! К сожалению, не каждый сможет определить недолив в таком случае, даже если у вас остался на столе тот первый бокал, не вес вы ничего не определите, толщина стекла у бокалов разная. Ну, разве что прямо за столикой начнёте переливать пиво из одной посуды в другую ;).

Кстати, вы заметили, что в ресторанах выше среднего уровня вино вам приносят в ещё закрытых бутылках и открывают прямо при вас? Это тоже правило ресторанного обслуживания, клиент должен видеть, что то, что ему приносят, открыто специально для него. Применительно к барам или ресторанам более низкого уровня, можно просить принести стакан и сок в пакете, или бутылку воды и стакан, или бутылку вина, но открыть её при вас.

Банкетная нажива

Когда люди заказывают банкеты в барах или ресторанах, они и не подозревают, что, оплатив аренду зала и работу персонала, они могут недополучить до половины тех продуктов, что заказали или привезли сами! Банкеты – это золотое дно для любых заведений!

Во-первых, салаты могут нарезать в большие блюда, поди потом определи на глаз, сколько там порций! Поэтому просите все блюда разложить по тарелкам, согласно количеству персон, тогда сразу станет виден недовес в 50-70 грамм.

Во-вторых, напитки для банкета часто разливают в кувшины, в которых недолив в 100 мл. будет не особо заметен, поэтому, если есть возможность, пусть кто-то проконтролирует процесс разлива напитков, достаточно будет сделать один контрольный кувшин, который будет налит с использованием мерного стаканчика, чтобы потом посчитать и сравнить количество напитка во всех.

В-третьих, перед банкетами советую выписать все возможные номера телефонов, связанные с защитой прав потребителей и горячей линии жалоб на места общественного питания. Для чего? Известны случаи, когда за полчаса до начала администратор мог перейти на откровенный шантаж, то есть просто потребовать доплатить определённую сумму, под угрозой закрытия заведения. В таких случаях советую ничего ему не говоря, набрать нужный телефон, и прямо при нём начать объяснять ситуацию оператору.

Круговорот продуктов питания

Этот способ обмана встречается сплошь и рядом, суть в том, что уже приготовленные, но не съеденные клиентом продукты оставляют до следующего аналогичного заказа, а если блюдо с аналогичными компонентами не заказали сегодня, продукты лежат в холодильнике до следующего дня!

К этому же методу относятся замены одних продуктов другими, например, во многих ресторанах с лёгкостью меняют оливковое масло на подсолнечное, а сыр для чизкейков на сырок «Дружба». Не каждый клиент распознает замену, так как не так часто попадаются настоящие ценители определённых блюд.

Чтобы обезопасить себя от подобных подстав, выбирайте рестораны по отзывам тех, для кого ресторанная среда – родная кухня. Например, иностранцы, которые и в России не забывают свою национальную кухню, методом проб находят-таки рестораны, которые не обманывают своих посетителей, а готовят всё по классическим рецептам с применением требуемых продуктов, а не с их заменителями.

Махинации с чеками

По всем правилам, вам перед самим чеком приносят «пречек», если по-русски, то это называется счёт, в котором будет перечислено всё, что вы заказывали и итоговая сумма. Пробить чек до того, как вы оплатите заказ (отдадите деньги) сотрудники ресторана не могут.

Во-первых, вам могут объявить сумму устно – это уже нарушение ресторанной этики, особенно если сумма объявляется мужчине в компании с дамой. Если вам приносят сдачу, но не приносят настоящий фискальный чек, где была бы указана сумма, наименование предприятия, ИНН и время совершения сделки (по кассовому аппарату) – это уже стопроцентный обман! Скорее всего, вас где-то обсчитали, увеличили стоимость блюд или вписали лишние услуги. Естественно, после вашего ухода будет отпечатан уже кассовый чек с истинной суммой заказа.

Кстати, даже если вы оплатили заказ без сдачи, чек вам обязаны принести! И ещё, чаевые не могут входить в счёт, чаевые вы оставляете уже после того, как у вас на руках будет фискальный чек. Если сумма заказа по счёту составила 450 руб., а вы дали 500, это значит, что вам должны принести чек и 50 рублей сдачи, которые вы по своему усмотрению можете оставить официанту как чаевые.

Во многих заведениях ниже среднего уровня (кафе и закусочных) официанты могут специально тянуть время с чеком и сдачей, чтобы вам надоело ждать, и вы ушли. Чаще всего такому разводу подвергаются мужчины в компании женщины, мужчины в такой ситуации почему-то испытывают неловкость и покидают заведение, оставляя официанту «на чай» до 30 % от суммы заказа, хотя даже 15 % считается много. В нормальных заведениях официанты должны приносить расчёт как можно быстрее, так как чем быстрее они это сделают, тем скорее столик займут новые клиенты!

Несколько слов о мифах

Ещё с советских времён существует миф о разбавленном пиве, почему-то считается, что во всех барах пиво обязательно разбавляют водой. Может, в советское время это и было так, однако сейчас это просто технически невозможно! Для этого необходимо к пивной установке подключить шланг с водой, а без ведома директора и обслуживающей компании это сделать невозможно, а вряд ли представителям какой-либо пивной компании захочется позорить свою собственную продукцию. Однако, это совсем не значит, что под видом пива одной марки могут продавать другое, более дешевое.

Почему-то многие думают, что им не докладывают мороженное. Оно и понятно, вместо стограммовой ложечки можно взять лежку на 80 грамм, однако это экономически невыгодно, ведь мороженное стоит достаточно дёшево, это раз, а во-вторых, оно всё-таки портится со временем, проще его распродать побыстрее. Согласитесь, официантам выгоднее недолить 20-30 грамм хорошего коньяка, и поиметь на этом 50-100 рублей, чем не доложить столько же грамм мороженного за 10 рублей.

И последний миф о чае. Люди, мало разбирающиеся в чае, обычно говорят о том, что элитные сорта чая заказывать не стоит, так как вам принесут то же самое, только в три раза дороже. На самом деле такое случается редко, ведь элитный чай заказывают те, кто в нём разбирается и ценит, а уж такой человек быстро распознает подмену!

7 комментариев

  1. Ха так это понятно даже я знаю одного простого официантика который в зговоре с шеф поваром не доносил дорогую рыбу а вместо ее ложыл какието там дешевые сорта а на улице его целый день ждала жена что бы взять сворованое и занести на рынок на свою точку,таким образом он заработал сибе на шикарный дом )))))))))))))))))

  2. Здравствуйте!У меня вопрос,не савсем “в кассу”,но все же)
    частенько сидим в одном ресторанчике и вообще любим это местечко..но недавно зашли,и мало того что заказать минут 20 не могли(к нам просто не подходил никто,хотя мы раз пять обращались к пробегающим мимо официанткам,но те лишь улыбались,говорили “к вам сейчас подойдут” и убегали дальше),так ещё и счет потом несли целую вечность,не смотря на на нашу просьбу расчитать нас по-быстрее…а их “сейчас сейчас!минуточку!” растянулось минут на 40…
    администратор тоже от нас бегала.
    вот и хотела спросить,что делать в таких случаях?пришли отдохнуть,а в итоге получилась какая то погоня за официантами и счетом =\

  3. delia, я сама работаю в ресторанном бизнесе управляющим, так что хочу вам сказать, что либо у них был какой то VIP гость, либо не хватало рук для обслуживания (такое частенько бывает, когда ресторан не очень хорошего класса) и по
    этому к работе привлекается администратор. Советую выбрать ресторан получше 🙂

  4. Да сейчас вообще что-либо сложно сделать что-бы тебя не обманули или приходится обманывать других. Такая у нас судьба. А жалко что мы сами себя до этого довели, что не доверяем друг другу.

  5. delia, в таких случаях можно только не рекоммендовать друзьям ходить в этот ресторан 🙂

  6. Не соглашусь с вами по многим позициям.
    1. Недолив. Да такая проблема есть, но она в основном не в ресторанах где учет достаточно четкий, а происходит это в основном в ночных клубах где большая проходимость напитков в разлив и коктейлей. Еще часто такие вещи происходят в заведениях в которых учредители кавказцы, и не потому что это делает обслуживающий персонал, а потму что так говорит делать начальство в лице директора. Сейчас я работаю управляющим в хорошем ресторане, но до этого работал и официантом и барменом, навидался всего.

    2.По поводу банкетов в основном соглашусь. Но не забывайте что помимо чистого веса брутто, есть вес нетто и есть потери при тепловой обработке, потери при нарезке и тюд. и т.п. Поэтому не профессионалам разобратся будет почти не возможно.

    3. С чеками тоже не все так просто. В основном в россии работают с черным налом и ни один хозяин не хочет светить выручку. Думаю вам ясны мои мысли… Конечно если гость попросит то ему предоставят чек. Но возможно обойтись каркулятором и меню.

    В стране где 90% населения не платит налоги и деньги получает в конверте как минимум смешно надеятся на то что в ресторанах работают всегда с кассой…
    Бизнес есть бизнес и каждый его ведет так что-бы остаться с прибылью. Будь то ресторан, автосервис, медицинский или учебный центр, ритейл или производство.

  7. Николай, я писал заметку не с целью опорочить бары, рестораны и закусочные, и не с обнажить пороки российского бизнеса, а потом связать его с неэффективным управлением в сфере государственной экономики и политики =)

    Спорить с вами не стану, но:

    1. Вы сами сказали, проблема недолива есть, но… не в хороших ресторанах (в одном из которых вы работаете сейчас, я так понимаю).

    2. По поводу чеков. Меня не интересует, работает ли хозяин с черным налом или нет, меня интересует конкретно мой чек, его мне должны предоставить =)

    Практически весь потребительский раздел этого сайта посвящен не сколько тому, как защитить свои права, сколько тому, на основании каких признаков можно считать обслуживающую организацую добросовестной, заботящейся о репутации и дорожащей своими клиентами.

Ответить