Нечестная икра

На новогоднем столе принято выставлять лучшие мясные и рыбные деликатесы, икру, шампанское. Магазины в преддверии праздника зазывают скидками и акциями, однако за привлекательными витринами скрываются весьма неприглядные игры с качеством продукции.

Небезызвестный Воланд утверждал, что осетрина не может быть второй степени. Увы, практика показывает, что булгаковский персонаж просто не знал всех перипетий современного российского продуктового рынка, переполненного некачественными и давно просроченными продуктами. Особенно их количество возрастает в преддверии праздников, когда россияне начинают осуществлять массированные закупки. С этой точки зрения самым прибыльным для продавцов и самым расходным для всей остальной части человечества является Новый год.

Именно к Новому году увеличивается количество некачественного товара на полках магазинов. Потенциальные покупатели в большинстве своем опасаются, что красивая упаковка скрывает далеко не свежий товар. И, к сожалению, опасения их недалеки от истины. Причем несвежими оказываются именно продукты «праздничной корзины» – достаточно дорогие деликатесы, приобретать которые принято среди россиян на новогодние праздники. Во время кризиса цены на них производители и продавцы демонстративно снижают, но качество не становится выше. Наоборот – падает.

Россияне, по утверждению Romir Monitoring, продолжают предпочитать закупать к праздникам дорогое шампанское, красную икру и красную рыбу, качественный шоколад, цитрусовые (в основном, мандарины). Несмотря на кризис, эти продукты продолжают пользоваться спросом в предпраздничные дни – отказываться от своих привычек, складывающихся десятилетиями, российские потребители не намерены. И продавцы стараются сделать все и даже больше, лишь бы реализовать деликатесы, которые уже много месяцев до Нового года особым сбытом похвастаться не могли.

Первый и самый действенный способ привлечь покупателя и продать товар – снижение цены. Московские магазины буквально захлестнула волна скидок, акций и бонусов. Дело дошло до того, что стоимость красной икры упала в два раза – до 900 рублей против докризисных 2000 рублей за килограмм. Но выиграл ли от этого покупатель? Есть ли реальная экономия средств на закупку икры и действительно ли мы приобретаем именно ее?

Увы, но по словам Вадима Солода, заместителя руководителя управления Россельхознадзора по городу Москва и Московской области, розничные продавцы идут на любые ухищрения, чтобы продать товар заведомо невысокого качества. Так, по его словам, в залежавшуюся икру добавляли… минеральную воду боржоми. В результате икра становилась более объемной, икринки сверкали, улучшался товарный вид и заодно вес продукта. Добавка боржоми – невинный обман крупных сетевиков, которые все таки дорожат своей репутацией и не желают исков из-за отравлений продукцией. По сравнению с ними мелкие магазинчики идут на куда более серьезные нарушения, предпринимая попытки для улучшения товарного вида добавить и моющее средство, что уже не так безвредно для здоровья.

Настораживает тот факт, что деятельность 30 из 70 предприятий Москвы, реализовывающих креветки и семгу, была остановлена из-за нарушений. Чтобы замороженные мидии и креветки выглядели привлекательно и весили больше, лотки с ними опускали в теплую воду на длительный период; а охлажденную форель (и прочую рыбу), у которой истек срок реализации, фасовали и продавали как свежемороженую. В результате объявленные скидки маскировали продажу товара ненадлежащего качества. Ко всему прочему декларируемое снижение цены на самом деле таковым не являлось, ибо объем и вес продаваемой продукции в результате всей этой нечестной игры становился больше.

И ты, мясо!

Если с рыбой и икрой все обстоит так, возможно стоит перейти на мясные деликатесы и тем самым оградить свою семью от отравлений? Но и мясопродукты с той же регулярностью оказываются забракованными проверяющими органами. По словам Алексея Алексеенко, пресс-секретаря Россельхознадзора, из 9,5 млн тонн мясной продукции, проверенной с начала года, 600 000 тонн не соответствовали нормам. Эти цифры относятся к ввозимому из-за рубежа товару. Это вполне объяснимо – перед Новым годом увеличиваются случаи ввоза в Россию некачественных продуктов. К примеру, под видом говядины ввозится мясо буйволов. Интересно, что к нему прилагались сертификаты, гласящие, что мясо произведено в Евросоюзе. Однако, буйволы ни в одной из стран Европы не разводятся. Недавно была пресечена попытка ввоза мясной продукции из Китая, которая вообще проходила по документам, как кондитерские изделия! Но мясопродукты российского производства тоже не лучше – они так же могут не соответствовать документации.

Но даже если мясо и мясопродукты изначально были вполне высокого качества, в ходе их транспортировки и реализации они начинают это качество утрачивать.В розничных сетях продажа мяса происходит с не меньшими нарушениями. Владельцы торгового бизнеса заботятся о прибыли, ради чего все усилия бросают на минимизацию затрат и оптимизацию расходов. Это означает, что качеству и условиям хранения, надежности холодильного оборудования, соблюдению санитарных норм внимания не уделяется. Это – затратная статья бизнеса. Отсюда, – говорит Вячеслав Федоров, руководитель проекта «Исследование безопасности потребительской корзины РФ», созданного организацией «Зеленый патруль» и Ростестом, – не соблюдение условий транспортировки и неисправность холодильных установок.

Наиболее часто забраковываются проверяющими службами колбасные изделия, масло, особенно в маленьких магазинах. Для того, чтобы реализовать давно просроченный товар, существует масса ухищрений. В первую очередь производится переклеивание ярлыков со сроком годности, проводится переупаковка товара. Иногда под одним ярлыком можно обнаружить тщательно заклеенный другой, извещающий о том, что первоначально товар был развешан еще пару недель назад. Далее колбасные изделия начинают…отмывать. Завалявшуюся сырокопченую колбасу промывают от склизкого налета, натирают растительным маслом и продают, как свежую. После того, как срок реализации истек окончательно, деликатесы превращают в нарезку, сверху укладывают кусочки поаппетитнее и продают в качестве праздничных наборов по более высокой цене! Продавцам при этом дается установка работать помедленнее, чтобы нетерпеливые покупатели разбирали нарезку из открытой витрины.

Большую опасность представляют мясные полуфабрикаты шашлык, купаты и так далее. Обилие специй и маринада дают возможность замаскировать вкус и консистенцию просроченного мяса. Даже такие быстропортящиеся продукты, как салат, могут продаваться с истекшим сроком годности.

Уберечься от отравлений

Некачественные продукты могут попасть в дом любого россиянина – к примеру в качестве подношения, сделанного из самых лучших побуждений. Речь идет о шоколаде и алкоголе, часто даримых на Новый год.

В качестве своеобразного новогоднего предложения, призванного облегчить покупателям выбор подарка, супермаркеты практикуют так называемые праздничные продуктовые корзины. Один из сотрудников магазина, Денис, рассказал кухню изготовления таких корзин. Как оказалось, в них кладутся консервы и товары, срок годности которых уже на исходе или истекает через пару дней. Туда же идут старые конфеты с белым налетом. Но сотрудник супермаркета говорит, что отравиться таким набором нельзя, если туда входит шампанское.

На подобные хитрости продавцы идут потому, что не хотят нести штрафные санкции из-за того, что новогодние товары вовремя не были распроданы. Если в будние дни все таки преимущество остается за теми магазинами, где всегда продаются качественные товары, то в предпраздничной суете, по мнению Александра Бражко, вице-президента некоммерческой организации «Союз виноградарей и виноделов России», на первый план выходит объем продаж и прибыль. И здесь многие не могут удержаться от соблазна поступиться качеством в угоду прибыли.

Для того, чтобы застраховать себя от отравления некачественными продуктами господин Федоров советует при покупке ориентироваться в первую очередь на известность производителя, внимательно читать, что написано на упаковке, обращать внимание на внешний вид, требовать предъявления разрешительных документов, если возникло подозрение.

Особая статья новогодних расходов – алкоголь. К сожалению, по мнению специалистов почти 40–45% рынка алкоголя является контрафактной продукцией. Она может встречаться не только в подозрительных киосках и магазинчиках, но и в крупных розничных сетях. Поэтому не стоит поддаваться предпраздничной суете и покупаться на объявленные скидки. Лучше внимательно и тщательно изучить упаковку, этикетку, внешний вид, проверить наличие акцизной марки. Так вероятность покупки осетрины второй свежести и паленой водки может быть снижена до минимума.

Помогла статья? Поддержите наш сайт!

Ответить