Новые жалобы:

Обман по конкурсу

Антикризисные меры приема на работу

Антикризисные меры приема на работу

Когда в стране кризис, где каждый начальник подумывает о том, чтобы уволить кого-либо из своих сотрудников, и, тем самым, снизить расходы, кандидатам диктовать свои условия и ставить ультиматумы при устройстве на новую работу очень вредно и полностью нецелесообразно. А значит, зачастую придется соглашаться на выполнение тестового задания, которое к тому же еще и бесплатное. Стали нередки ситуации, когда давали отказ в предоставлении вакансии с присвоением выполненной работы, правда, это зачастую случалось и раньше. Однако сегодня подобная практика воспринимается нанимателями как обязательная антикризисная мера.

Каждый руководитель, в том числе и специалист по кадрам, знает, что грамотные ответы на вопросы при собеседовании и грамотно оформленное резюме никак не могут отражать настоящий профессиональный уровень претендента на вакантную должность. Всем понятно, что проверить будущего сотрудника можно только на практике — непосредственно в деле. Для этого существует испытательный срок — если человек не будет подходить, можно с легкостью уволить как не прошедшего проверку. Однако для минимизации кадровых рисков работодатели пытаются «вынуть» кота из мешка», давая кандидату пробное задание, причем, не абстрактное, а имеющее непосредственное отношение к бизнесу нанимателя — такое, чтобы можно было испытать и проверить результаты работы. А нередко и воспользоваться им, увеличив прибыль предприятия задарма. Естественно, наниматели нередко злоупотребляют своим положением.

Специалист по маркетингу и PR Михаил Смирнов рассказывал, что несколько лет назад его привлекла одна вакансия менеджера по работе с клиентами в одном из маркетинговых агентств, работающего с фармацевтическими компаниями. Все собеседования Михаил прошел без проблем, и впоследствии ему предложили взять пробное задание — так сказать, для проверки профессиональных способностей. Суть его была в том, чтобы провести подробный, обстоятельный маркетинговый анализ одного из рецептурных препаратов: какова сейчас ситуация на рынке, как действуют конкуренты, какие шаги предпринять для эффективного продвижения товара и т. д. Кандидату давалась неделя для решения данной задачи.

Михаил отнесся к своему тестовому заданию более чем серьезно — связывался с бренд-менеджерами для получения более точных данных, изучал огромное количество информации в Интернете, занимался переводом сложных фармацевтических текстов. В результате у него получилась эффектная презентация, которая и была предоставлена работодателю. В маркетинговом агентстве, куда Михаил направил свою работу, сказали, что у него все получилось просто великолепно и в скором времени обещали перезвонить, но как только начальник вернется из отпуска.

Но даже через недельный срок звонка не последовало. Михаил начать звонить сам, но ему постоянно говорили, что наниматель либо в командировке, либо болеет, либо еще что-то. Волею случая один из знакомых Михаила оказался сотрудником компании производителя того-самого рецептурного препарата. Он то и рассказал, что недавно к ним обратилось некое маркетинговое агентство с целью предложения о сотрудничестве. В качестве иллюстрации своих профессиональных способностей агентство использовало ту самую пробную работу, которую выполнил Михаил.

Похожая ситуация случилась и с корреспондентом ComNews.ru Виктором Логиновым, когда он в 2002 году хотел занять достаточно вакантную должность руководителя отдела по мерчендайзингу в книжной сети «Снарк», что в Санкт-Петербурге. Представитель «Снарка» сообщил ему, что в скором времени компания собирается изменить систему выкладки книг в своих магазинах, и предложил Виктору в качестве пробного задания создать свою концепцию. Спустя неделю надеющийся на лучшее претендент представил свой проект, но в приеме на работу, ему, как и Михаилу, отказали. Спустя месяц после этого Виктор увидел свою детище — концепцию, в книжном магазине «Снарк».

Все вышеописанные ситуации, хоть и не обязательны, но довольно распространены. Согласно мнению экспертов, предложение о тестовой работе кандидат получает после прохождения нескольких этапов собеседований, когда, казалось бы, что вакантная должность уже «в кармане». У него создается ощущение, что проверочное задание — так, формальность, лишний повод для предприятия убедиться в том, что такой претендент им действительно необходим. Таким образом кандидата заманивают в одну из психологических ловушек — на собеседования потрачена уйма времени, а отказаться от последнего рывка не позволит своя гордость. К тому же во время кризиса, когда голодные по работе люди готовы сделать что угодно, лишь бы занять хорошо оплачиваемую должность. Но как бы то ни было, при нынешнем дефиците вакансий кандидатам диктовать свои условия работодателям невозможно.

Идеи почтой

В некоторых случаях работодатели не отнимают у себя времени на собеседования, а предлагают выполнить пробное задание сразу всем претендентам без разбора сразу же после предоставления им резюме. Какова цель такой меры — можно только догадываться.

Журналист Наталья Николаева поведала о своем опыте устройства на работу. Однажды она отправила резюме, и ей пришел моментальный ответ с предложением сделать тестовое задание. В то время график у Натальи был очень загруженный, и времени выполнить «пробник» не было — да и сам текст письма от работодателя ей показался несколько подозрительным. Через некоторое время из этой же организации вновь приходит письмо с текстом: «Извините, но ваше пробное задание нам не подошло. Всего хорошего, до свидания». Как видно в данной ситуации, здесь даже не проверяли, отсылали с этого адреса пробное задание или нет — просто автоматом разослали всем письма с отрицательным ответом, воспользовавшись результатами бесплатной работы.

Чтобы получить работу нужно платить?

Чтобы получить работу нужно платить?

Иванна Довженко, тоже журналист, только из Киева, в ответ на свое резюме получила от работодателя интересное предложение, в котором говорилось о том, что сейчас предприятие открывает свое представительство — тренинговый центр на территории Украины, и ему бы хотелось дать пробное задание для оценки ее профессионального уровня. В частности, нанимателю требовался журналист, который мог бы писать огромное количество статей по тематике «Психология, общественные процессы и личностный рост», а суть пробного задания состояла в том, чтобы рассказать общественности о полезных тренингах, которые проходят в тренинговом центре работодателя, скрыто попиарить их, привести случаи нападений на девушек ночью — в общем, полет фантазии жерналиста ничем не ограничивали, лишь бы результат хороший получился. Работу необходимо было прислать на электронный адрес, а в случае принятия ее, с Иванной пообещали сразу же связаться и договориться об условиях крайне успешного сотрудничества. В результате претенденты стараются и тратят свое время, проявляют фантазию — а для работодателя это приличный коммерческий эффект, этакий бесплатный «мозговой штурм».

Сценарист и драматург Мария Рождественская рассказывает об обратной стороне проблемы. Одна из кинокомпаний хотела заказать у Марии сценарий фантастического сериала, при этом сказали, что готовый исходный материал уже имеется. В качестве этого материала ей предоставили огромное количество чужих тестовых заданий, являющихся синопсисами сценариев.

Директор по связям с общественностью организации «Ашманов и Партнеры» Ксения Рыжкова отметила, что присвоение чужих тестовых работ — это норма в сфере маркетинга и креатива. Она рассказала, что однажды в пресс-релизе одной из компаний, к которому Ксения обратилась по поводу старт-апа нового глянцевого издания, но не сошлась на деньгах, нашла цитату из своей же стратегии вывода на рынок. Ксения после этого послала в данную компанию грозное письмо, после чего ей прислали извинения и подписали бесплатно на один из журналов. Для подстраховки, один из знакомых копирайтеров Ксении в ответ на предложение написания тестового задания специально направляет в адрес работодателя юридическую форму — если наниматель ее подпишет, он соглашается работать.

Естественно, подобным образом присваиваются не только различные креативные решения. Антон Петровский, консультант по управлению одной из компаний, поведал о другом интересном случае. Недавно их финансовый директор, будучи только нанятым в компанию, провел довольно остроумную операцию по своему спасению при полном завале работой. Он организовал «набор штата» финансовых сотрудников, которым и выдавал свою работу под видом тестовых заданий — описать финансовые потоки, подать несколько предложений по схемам оптимизации налогообложения компании. Согласно утверждениям экспертов, не грешат использовать и профессиональных консультантов, приглашая их на беседу с целью услышать от них несколько вариантов решений своей проблемы.

Нужен тест — оплатите его!

Антон Петровский, уже рассказав один удивительный случай, на этом не остановился. Однажды при трудоустройстве на должность директора по персоналу ему предложили сделать тестовую работу, целью которой была разработка новейшей системы оплаты для проектных групп одной из рейдерских организаций. Антон на это «предложение» ответил довольно жестко — за бесплатные 15 минут он готов рассказать только общие принципы, тогда как реальная разработка обойдется работодателю в хорошие деньги — 225 долларов. Наниматель не растерялся, и пообещал, что заплатит, как только он напишет. Тогда Антон запросил предоплату, а работодатель, в свою очередь, сразу отдал всю сумму. Впоследствии, предложенная Петровским система так и не была реализована — компания решила оставить все так, как есть.

В оплате тестовых заданий, на самом деле, нет ничего эксклюзивного, особенно если это касается вакансии топ-менеджера.

Андрея Ященко, управляющий директор Mobel&Zeit, поведал, что перед тем, как его приняли на эту работу, он в качестве тестовой работы сделал проект развития предприятия на следующие два года, включая анализ рынка, план реорганизации системы управления продажами и т. д. Это очень серьезная задача, на реализацию которой Андрею понадобился месяц. Но ему не о чем было волноваться — с мебельным холдингом был заключен договор, согласно которому оплату за работу поступила бы Андрею в любом случае.

Но, как правило, никто не предлагает компенсировать время, потраченную на выполнение тестового задания. А если и обещают — то без каких-либо гарантий и договоров. Алена Владимирская, руководитель Работа@Mail.ru рекомендует претендентам в таком случае обратить внимание на то, просят ли вас выполнить какую-то часть работы, или же целый проект. Конечно, не следует делать проекты полностью — нужно ограничить работодателя лишь его фрагментом, которого достаточно для оценки профессиональных знаний, но будет маловато для его полноценного использования. А самый лучший способ — это выполнить короткое тестовое задание непосредственно при проведении собеседования.

Кроме того, добросовестный работодатель, заинтересованный в предоставлении вакансии профессионалу, должен не только организовать тестирование, но и убедить соискателей в том, что их работа будет действительно оценена, а не использована.

Светлана Сидоркина, исполнительный директор компании «Время людей» рассказала, что в ее компании практикуют тестовые задания при отборе претендентов на вакантную должность. Специалисту по маркетингу они давали около 30 минут на изучение сегодняшних газет для подготовки краткого обзора по заданной тематике. С помощью такого теста человека можно оценить сразу по нескольким характеристикам — стилю изложения, доступности и краткости изложения информации, понимании главного и способности к работе в довольно короткие сроки.

Ольга Кондратова, один из редакторов глянцевого журнала, когда ей понадобился переводчик просила в качестве пробного задания перевести одну из древнейших статей одного англоязычного журнала, уточняя, что лицензия на перепечатку данного издания у них кончилась, и, следовательно, публиковаться заметка не будет никогда и нигде. Ольга утверждала, что с радостью бы давала и уже готовый материал для предоставления больших гарантий, однако некоторые товарищи оказались и вовсе наглыми — им нужно было исключить любой вариант использования их работы. Использовать тестовые задания для подачи реального материла было нерентабельным, так как 90% всех претендентов присылали в ответ настоящий ужас.

Конечно, пробные задания — это далеко не отечественное изобретение. Широко применяются они и в западных странах. Другое дело, что там уже довольно давно сложилась этика сотрудничества между работодателями и претендентами на работу.

Потраченное время вам никто не компенсирует

Потраченное время вам никто не компенсирует

Андрея Ященко подтвердил эти суждения, рассказывая, что на Западе даже письмо по e-mail потенциальному нанимателю уже считается интеллектуальной собственностью. Любая компания при объявлении вакансии знает, что играет с довольно таки опасным огнем — если в суде будет доказано, что предприятие использовало чужой интеллектуальный труд, то она обанкротится от грозящих ей штрафов. В России же подобная судебная практика и вовсе отсутствует.

Адвокат Александр Глушенков рекомендует в качестве элементарного способа подстраховки, если дело дошло до спора об авторстве каких-либо идей или проектов, подписать с работодателем юридическую форму акта приема и передачи пробной работы и отправить материалы этого же проекта самому себе по почте заказным письмом.

В западных странах существуют точные стандарты и четкая бизнес-этика поведения нанимателей, и в соответствии с ними проводятся и тендеры, и отбор претендентов на работу. Так говорит Оуэн Кемп, генеральный директор Hewlett-Packard в России. Продолжая тему, он подтвердил, что в западных странах информацию, полученную от кандидата, используют только для более объективного выбора наиболее подходящего им сотрудника. Про HP Оуэн сказал, что, как правило, компания данной практики не использует, за исключением некоторых руководителей, но и то с целью определения знаний кандидата и хода его мыслей. К тому же, Hewlett-Packard, это настолько сложная по инфраструктуре предприятие, что человеку, незнакомой с ее внутренней политикой предложить что-нибудь новое будет крайне сложно. Даже если у HP появится соблазн использовать данную информацию.